Многие сегодня задаются вопросом: «Так что же такое нетворкинг?» Для Business Family нетворкинг - это основа всех организуемых нами мероприятий. Поэтому спешим ответить на вопрос...
Понятие «нетворкинг» появилось в русском языке недавно – это транслитерация английского networking. Термин образован слиянием двух английских слов: «сеть» и «работать», но за ним скрывается куда более приятная подоплека, чем «работа в сети». Что такое нетворкинг? Это «работа по созданию сети» – налаживание полезных знакомств и связей.
Как появился нетворкинг?
В 1969 году американские психологи Стэнли Милгрэм и Джеффри Трэверс опубликовали пресловутую Теорию шести рукопожатий. Они выдвинули гипотезу, что каждый человек на земле опосредованно знаком с любым другим человеком (хоть с английской королевой!) через цепочку общих знакомых, которая в среднем состоит из 5-6 людей. В экспериментальные проверки этой теории включились даже эксперты Microsoft и социальная сеть Facebook. Каждый новый этап тестирования показывал, что Милгрэм и Трэверс были правы. Неожиданно сильное влияние Теория шести рукопожатий оказала на бизнес, дав толчок для профессионального нетворкинга.
В его основе лежит осознание простой истины: «лучше знать многих, чем многое». Чем больше вы знаете людей, чем больше у вас партнеров, друзей и приятелей, тем проще вам решать сложные профессиональные и социальные задачи. Специалист, у которого уже налажена сеть связей в определенной сфере, скорее получит выгодный контракт и лучше справится с поставленными задачами. Продавец, у которого много партнеров и лояльных клиентов, скорее получит выгодный заказ.
Как это работает?
Нетворкинг как явление существовал всегда, и каждый человек с младых ногтей – нетворкер. Важность полезных связей сознавали уже первые купцы и банкиры. На определенном этапе истории генуэзские банкиры вели переписку едва ли не со всеми правителями Европы, но главное – эффективно взаимодействовали между собой. Одним только профессиональным взаимодействием они гарантировали безопасность собственных ссуд. Стоило испанскому королю Филиппу II намекнуть одному из кредиторов, что ростовщичество – грех, как неожиданно оказывалось, что ни один банкир не может ссудить его величеству нужную сумму по разным причинам.
Вы сами прибегали к нетворкингу в тот момент, когда советовали другу хороший магазин или подружились с отличником, чтобы списывать у него конспекты. Вы неосознанно заводили полезные связи в детском саду и школе, университете и на работе. Но можно заниматься тем же абсолютно осознанно и целенаправленно – ради общего дела и собственного бизнеса.
Зачем нетворкинг нужен лично вам?
Чем нетворкинг отличается от обычных деловых связей, «кумовства» или круговой поруки? Разница колоссальная. Вы не оказываете услугу за услугу, не используете людей в своих корыстных целях и не сажаете на нужные места своих родственников или ставленников. Вы вообще не делаете ничего сомнительного с точки зрения нравственности или закона, как раз наоборот. Золотое правило нетворкинга: думай, чем можешь быть полезен человеку, а не чем он может быть полезен тебе.
Теория и практика нетворкинга лишена снобизма. Все люди ценны, каждый человек достоин уважения. Сегодняшний нищий завтра может стать миллионером, сегодняшний студент – преуспевающим бизнесменом или влиятельным чиновником. Клиент, который сегодня не воспользовался услугами, не купил товары, завтра расскажет о вас своим друзьям и коллегам, которые воспользуются и купят.
Нетворкинг не подразумевает извлечения из общения мелкой сиюминутной выгоды. Это искусство выстраивать долгосрочные доброжелательные отношения с широким кругом партнеров. Это включение в поле контактов людей, которым интересны ваши идеи, проекты и навыки. Что это вам дает? На личном уровне – новые знакомства, удовольствие от общения, повышение самооценки, расширение кругозора. На профессиональном уровне – возможность решать любые вопросы качественнее и быстрее, развитие бизнеса и успешную карьеру. Без качественного нетворкинга любой бизнес обречен.
Базовые правила делового нетворкинга
- Знакомьтесь первыми.
- Используйте разные средства коммуникации.
- Будьте всегда готовы к встрече.
- Правильно пользуйтесь визитками.
- Думайте, чем можете быть полезны другим.
Стеснительность – плохой советчик, когда дело доходит до нетворкинга и установления новых контактов. Часто даже люди, которые выглядят уверенными в себе, испытывают внутренний дискомфорт от мысли, что придется говорить с незнакомцами. Но этот дискомфорт преодолевается элементарными тренировками. Не ждите, пока на вас обратят внимание, – делайте первый шаг сами.
«Хорошо, – спросите вы. – Где делать эти первые шаги?» Где угодно! Всегда и везде. Деловой нетворкинг отлично налаживается через специализированные выставки, конференции, круглые столы и ярмарки. Допустим, вы выращиваете и продаете виноград. Не упускайте возможности принять участие в сельскохозяйственной ярмарке, садовой выставке и даже фестивале вина.
Но помните и о втором правиле нетворкинга: эффективность общения возрастет многократно, если вы будете использовать разные каналы связи. Наладить общение с людьми, которые кажутся вам близкими по духу или интересам, можно через вечеринки, тематические клубы, личные и деловые встречи, и конечно – в интернете и социальных сетях.
Работа с визитками
Будьте всегда готовы к встрече с интересным человеком. Прежде всего, это подразумевает психологическую открытость, способность общаться с незнакомыми и малознакомыми людьми, располагать их к себе. Но также это означает, что вам нужно подготовить собственные визитки и всегда иметь их при себе.
От вас не требуется навязчиво раздавать свои контакты, как раздают рекламные листовки на улице. Но будет неплохо, если, разговорившись с приятным человеком за бокалом вина и выяснив, что ему могут быть полезны ваши услуги, вы в конце диалога протянете ему визитку и акцентируете внимание на номере. Сделайте так, чтобы ваш новый знакомый понял, чем вы можете быть ему полезны. Спонтанный нетворкинг тоже работает.
Вернувшись с конференции или выставки, вы наверняка привезете несколько визиток, а то и десятки новых контактов. В них легко запутаться, а про кого-то вы и вовсе можете забыть. Чтобы этого не произошло, используйте такой метод: заведите базу данных. Получив новую визитную карточку, внесите данные с нее в электронную базу. Полезно указывать не только имя-фамилию, должность и телефон, но и другие сведения, которые могут пригодиться для эффективного нетворкинга:
- День рождения.
- Семейное положение.
- Круг интересов.
- Любую другую информацию, которая покажется вам ценной.
Нетворкинг и деловой этикет
Понятие нетворкинга тесно связано с этикетом. Если вы хотите успешно общаться с разными людьми, изучите азы делового этикета и межличностного общения. Будьте тактичны. Когда при встрече вам протягивают визитку, не кладите ее в карман, не глядя. У визави создастся впечатление, будто вы взяли ее «для галочки». Проявите интерес и к человеку, и к визитке. Посмотрите на нее и поинтересуйтесь, например, по какому из номеров лучше звонить.
Не пренебрегайте и таким правилом этикета: получив контакты нового человека, сразу после знакомства напишите ему простое электронное письмо и поинтересуйтесь, чем можете быть полезны ему. Это мелочь. Но именно из таких мелочей и складывается эффективный нетворкинг.
Описывая понятие нетворкинга, можно сказать, что это умение плести сеть знакомств. Оно подразумевает, что вы должны не только сами знакомиться с интересными людьми и потенциальными партнерами, но также знакомить ваших друзей и коллег. Представляйте людей друг другу, делитесь ценными контактами. Ваши усилия будут вознаграждены положительным имиджем, большим количеством лояльных партнеров, выгодными сделками и просто приятными знакомствами. Ведь, как говорил Сент-Экзюпери, единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Базовые правила делового нетворкинга Знакомьтесь первыми. Используйте разные средства коммуникации. Будьте всегда готовы к встрече. Думайте, чем можете быть полезны другим. Этими правилами нужно пользоваться всегда и везде!
Я надеюсь,что эта информация будет мне полезной!
Каждый ваш знакомый в среднем имеет еще 250 знакомых. Понимаете, насколько важно сообщать окружающим, чем вы занимаетесь и правильно общаться с ними?
Да, на самом деле общение, а именно бизнес-общение это искусство!